понедельник, 1 декабря 2014 г.

Эльбрусские истории. Лето в снегах.

Лето этого года прожил, работая гидом на Эльбрусе. Немного воспоминаний о начале этого замечательного времени..

Пролетел месяц, проведенный в Безенгах и наступило время работы на Эльбрусе. На весь сезон мы наметили восхождения с нашим британским партнером. С первой группой работал я. Это было большой ответственностью для меня и всей нашей компании. В начале июля, проведя день дома, приехал в Пятигорск, отправной пункт нашего путешествия. Утром началась работа, восхождение на Эльбрус с севера. В аэропорту Минеральных Вод встретил свою команду во главе с Нилом. Он сразу мне понравился, оказавшись заряженным положительной энергией, но при этом строгим и дисциплинированным руководителем группы. С самого начала было видно, что расслабиться он не даст. В работе с группой, руководимой team-лидером, на меня были наложены определенные ограничения и все возникающие вопросы я решал с ним, а не напрямую с командой. С другой стороны, это многое упрощало.
   Как обычно, после прилета поселились в отеле Интурист, провели время в городе и подготовились к следующему дню. Утром погрузились в УАЗ-ы, которые везли нас в базовый лагерь нашей экспедиции. По пути я купил упаковку пива для парней из группы, угощение для дня отдыха. Команда оказалась общительной и веселой. Особенно выделялись заводной Лей, "очень шотландский" Даглас и улыбчивый  Крис. Две девушки, загадочная симпатяга Мариса и пока молчаливая Кит, пока не проявили себя. Интеллигентный Эндрю обычно молчал. Закаленные годами Алан и Тим время от времени задавали вопросы. Мой коллега Нил без умолку обсуждал со мной самые разные вопросы. После запоминающейся езды по горной дороге приехали в базовый лагерь, где нас накормила  вкуснейшим обедом Ольга. Здесь я познакомился со своим вторым гидом, Александром. Саша оставил положительные впечатления о себе. Оставшееся время пролетело за неспешными разговорами в уютной столовой лагеря.

Команда в базовом лагере.
Даг, Тим, Крис, Кит и Эндрю, Нил, Алан, Мариса и я.
Лей за кадром.

Следующим утром мы с Нилом подняли команду на ноги весьма необычным способом. Приятно было смотреть как наши утренние ворчуны улыбаются после чашки горячего кофе или чая, принесенного для них прямо к постели. После ставшего в последствии традиционным завтраком овсянкой, сделали первый акклиматизационный выход на каменные «грибы».

Темп движения иногда задавал Нил, и я постепенно привыкал к его неспешному гималайскому шагу и частым остановкам. На "грибах" отдохнули и устроили веселую фотосессию.

Вот такие грибы!

Днем позже вышли в верхний лагерь на высоте 3750 м, забросили часть снаряжения. Спустившись  в базовый лагерь, немного расстроились от сюрприза, который устроил оставшийся в лагере Тим. Не предупредив нас, он уехал на попутной машине в Пятигорск. Остановить его мы уже не могли, и сообщили об этом в офисы наших компаний для организации его возвращения домой. Позже узнали, что он благополучно добрался до Англии.

Спускаясь в базовый лагерь после заброски

И снова поднимаясь в него на следующий день

Перейдя в верхний лагерь, сходили на высоту 4700 метров для акклиматизации. Первым шел Нил с Кит и Эндрю, за ним моя связка с Марисой, Аланом и Дагласом и Саша с Леем и Крисом. Кит в шутку прозвала ребят хоббитами.

Передышка
Моя связка в день акклиматизации

Александр, весь в работе
  На 4700 первым пришел Саша со своими крепкими парнями, потом мы.

Лей на скалах Ленца

Отдохнули, подождали Нила и добавили еще сто метров к высоте. Спустились быстро, уставшая команда быстро уснула. Я не спал, возмущенный разговорами местных, которые сплетничали за спиной, пока мы были на склоне. Видимо не понравилось, что я жестко защищаю интересы моих клиентов и не даю расслабиться местным. Конфликта удалось избежать, но атмосфера осталась напряженной. После акклиматизации по плану был день отдыха, и я набирался сил, устроившись неподалеку от лагеря на коврике под жарким солнцем.

Вдали Безенги на закате

Вечерний Эльбрус и хижина "Дяди Юры"

Вечером общался со знакомыми из родной Осетии, которые большой командой собирались на штурм вершины. Ночью поужинали традиционными в этом лагере бутербродами с икрой и вышли на ледник.

Перед выходом.

В этот раз я шел первым с Аланом и Дагласом, за мной Саша с Леем и Крисом. Замыкал Нил с Марисой и Кит. Эндрю остался в лагере, неважно себя чувствуя. На скалах Ленца пришлось сделать долгую остановку, и отправить Алана в лагерь с Сашей. К сожалению, силы начали покидать его и мне пришлось принять непростое, но правильное в этой ситуации решение. Лей и Крис перешли в мою связку, и мы двинулись дальше к Западной вершине.

Погода менялась постоянно, приходилось одеваться, раздеваться и снова одеваться :)

Погода была безветренной, солнце припекало. Время от времени мы останавливались, ожидая связку Нила, но он так и не догнал нас. Через некоторое время погода немного испортилась, и на седловине мы потеряли его из виду. Ребята в нетерпении смотрели на меня, и после очередного ожидания мы начали подъем на Западную вершину. На середине пути мы увидели Нила, который походил к скалам неподалеку от начала тропы. Тропа в верхней части была покрыта льдом и пригодились перила. Погода снова начала улучшаться, ветер разогнал облака и мы немного отдохнули перед вершиной, любуясь радугой над ней.

Перед вершиной, с радугой в небе

Хоббиты Даг, Лей и Крис на западной вершине.

Вот и долгожданная вершина! Счастливые ребята устроили очередную фотосессию, но я опасался что погода снова испортится и мы понеслись обратно. Сверху мы увидели группу Нила, который решил не штурмовать вершину и возвращался в лагерь. В непонимании мы стояли и смотрели, как он удаляется. Вскоре он скрылся из виду и наш маленький отряд начал спуск в ожидании встречи с товарищами и теплыми спальными мешками. В лагере я поговорил с Нилом, оказалось что Кит чувствовала себя неважно и приходилось часто останавливаться. Нил оказался настоящим профессионалом и повернул назад, несмотря на то что Эльбрус должен был стать заключительной вершиной в его программе самых высоких вершин на каждом из континентов. Поразительная сила воли и рассудительность!
  На следующий день колесо событий закрутилось с новой силой. Ранним утром, прогуливаясь по лагерю, поговорил с Марисой, расстроенной вчерашней неудачей. Она вполне могла и очень хотела попасть на вершину, но вынуждена была согласиться с Нилом и вернуться в лагерь. Подумал, что лучше было бы дождаться Нила и включить ее в свою связку, но подгоняемый нетерпением своих парней и нестабильностью погоды, не стал долго ждать связку Нила. Немного поразмыслив, почувствовал что нужно помочь Марисе и попытаться снова. Хотя мог не делать этого, потому что восхождение уже состоялось и трое членов команды побывали на вершине. У нас оставался еще один, запасной день на случай непогоды. По плану, команда должна была спускаться в нижний лагерь на следующий день после восхождения. Необходимо было поговорить с Нилом и разделиться, отправив с ним большую часть команды. Нил встретил мое предложение с удивлением. Он предложил включить в мою связку еще Алана и Кит, но я сомневался, что после тяжелого и долго дня они смогут повторить восхождение. Хотя мне было искренне жаль Алана, я отказал ему, но пошел на компромисс с Нилом и включил Кит в связку. Нил хотел и сам сходить на вершину, но понял, что ему разумнее будет спуститься с командой. Все таки я был быстрее и удачливее в день восхождения. На этом мы закончили долгие переговоры, и пожелав нам удачи, он возглавил удивленную неожиданным продолжением команду и начал спуск в лагерь.
   Мариса, Кит и я остались в верхнем лагере, наметив выход на полночь. Оставалось еще много времени, я проверил снаряжение девушек, и скомандовал им отбой. В этот день в лагерь пришла немецкая группа, которую вел Олег, гид нашей компании. С интересом пообщался с ним и его очаровательными помощницами, Мариной и Анной, после чего попытался отдохнуть. Получилось уснуть всего на пару часов.За час до выхода разбудил девушек, позавтракал с ними и ждал пока они соберутся. Из раздумий меня вывела Мариса, взволнованно сообщив о пропаже ледоруба. Неожиданная неприятность! Предположил, что кто-то из другой группы случайно перепутал его со своим и взял себе. Но ведь я проверял снаряжение и ледоруб был прикреплен к рюкзаку Марисы! Осмотрелся в хижине, разбудив другую группу, но не обнаружил его. Скорее всего его просто украл кто-то из местных в отместку за мой строгий контроль их работы по обеспечению нашей группы. Пришлось одолжить ледоруб у коменданта лагеря.
   Потеряв немного времени, дошли до ледника в сопровождении знакомого альпиниста. Через четыре часа мы уже проходили скалы Ленца, в бодром темпе двигаясь к седловине. На рассвете задул ветер, неся в лицо снежную крупу. Я принял решение использовать укрытие - "шелтер" и переждать ветер. Времени у нас было достаточно... Через несколько часов ветер утих, но пропала видимость. Медленно продвигаясь к седловине, мы еще раз использовали шелтер в ожидании лучших условий. Девушки были полны решимости и не хотели снова отступать от недалекой уже вершины. Сидя в укрытии, мы поддерживали друг друга шутками и ели конфеты. Вскоре видимость улучшилась, и мы направились к вершине. Тропу совсем замело и скорость движения была небольшой.  Отдохнув перед вершиной, мы решительно поползли к ней, борясь с усталостью, порывами холодного ветра и высотой.

на вершине, с Марисой

Вершина! Девушки устали, но радовались как дети. А я почувствовал, как мое лицо и нос начали обмерзать. Пока я тормозил, пытаясь согреться, Мариса проявила свою заботу и... отдала мне свою штормовую куртку. Мы начали спуск, сползли по обледенелым веревкам к занесенной снегом тропе и спустились на седловину. Кит, явно не ожидавшая таких суровых условий на Эльбрусе, сильно волновалась. Снова необходим был отдых, на этот раз в мы приютились спасательной хижине на седловине. Час ожидания в хижине прошел в попытках успокоить Кит. Без помощи Марисы мне было бы сложнее убедить ее в необходимости скорейшего спуска. Наконец-то погода улучшилась, ветер разогнал облака и растворился с ними в лучах заходящего солнца. Не теряя времени, мы спускались к хижине и пришли к ней в уже сумерках. Долгий и трудный для всех нас день подошел к концу. Теплые слова благодарной Марисы и горячий чай сняли напряжение этого сложного дня, и под ворчание коменданта лагеря я наконец-то добрался до своего спального мешка.
  Рано утром я с трудом разбудил девушек, и после быстрых сборов мы медленно начали спуск. Нужно было торопиться, потому что в этот день мы должны были всей командой возвратиться в Пятигорск. На спуске с морены мы увидели знакомые лица. Нил и Эндрю спешили в верхний лагерь навстречу нам! Удивление и улыбки на лицах, недолгая беседа и снова поспешили вниз. В лагере все были очень рады нашему удачному возвращению. Ребята угостили меня банкой пива, которое я припас для них к этому дню. Погрузившись в машины, мы начали обратный путь к Пятигорску.

Перед отъездом

На вечер был запланирован традиционный ужин, который мы провели в пабе "Пинта". Друзьям понравился паб, с "немного английским" меню, которое мне в очередной раз пришлось переводить на английский. Все исправило вкусное пиво, которое варится в этом заведении. Шотландец Даг заказал утку по-шотландски, по английски это звучало очень забавно - scottish duck for scottish Dug. Нил и Лей шутили весь вечер, и даже хмурая в последние дни Кит улыбалась. Весело отдохнув, мы возвратились в отель, где продолжили общение..

Нил и Алан, в пабе

За завтраком я встретился с шефом, который тоже остановился в Интуристе. Обсудив с ним последние события, я вновь вернулся к команде и проводил ее в аэропорт. Было непросто расставаться со своими новыми друзьями, но такова работа. В процессе настраиваешься и стараешься держать дистанцию между собой и клиентами, но иногда это перестает работать, и устанавливаются настоящие дружеские отношения. Не хватает общения с ними и хочется новых приключений в их компании...
  После отлета первой команды я немного отдохнул в ожидании работы со следующими группами. Прилетела новая группа, и приключения продолжились...