среда, 10 декабря 2014 г.

Эльбрусские истории. Капут!

Проведя пять дней дома, я вернулся в Пятигорск, чтобы завершить работу на Эльбрусе в этом сезоне.

В этот раз я работал один с небольшой немецкой группой. Казбек, снова недосягаемый из-за пропусков, мы заменили на более реалистичный план - восхождение с севера с запасным вариантом с юга.

"Где этот гид?"

Конец августа, полдень, аэропорт Минеральных Вод. Моя новая команда - немцы Джо и Петер и швейцарская пара Дэниел и Элизабет. Джо, энергичный весельчак сразу расположил к себе своей открытостью и прямым юмором. Петер обычно молчал, но если начинал шутить, то его было не остановить. Элизабет, приятная и улыбчивая, много интересовалась предстоящим путешествием. Дэниел обычно хранил молчание и улыбался, наблюдая за происходящим.
  Базовый лагерь снова ждал нас. Я устроил команду в местные палатки, и использовал свою, поскольку лагерь был переполнен.

Джо, Петер и Дэниел у палаток

Владения Индиры

Отобедав в столовой у гостеприимной Индиры, мы обсудили действия будущих дней. Остаток дня общался с Джо, который рассказывал о своей молодости, горах и собаках. Вечером немного помог растерянному Петеру, отправив информацию в офис немецкой компании, которая по ошибке отменила его перелеты. Наша тренировочная программа следующие несколько дней проходила активно, но при сильном ветре. Впрочем, команда отличалась хорошей физической формой и не жаловалась, активно следуя за мной по привычным тропам.

Подход к "грибной поляне" через "аэродром"

"Грибник" Джо

Дэниел и Элизабет

Укрываемся от ветра

На пути к верхнему лагерю

После двухдневной акклиматизации перешли в верхний лагерь. Дэниел и Элизабет за день до перехода сообщили мне, что останутся в базовом лагере, сославшись на слишком протяженное, по их мнению, восхождение с северной стороны, сильный ветер и возможные проблемы со здоровьем. Несколько раз попытался их переубедить, но в верхнем лагере они окончательно решили, что вернутся обратно и я спустился с ними обратно до тропы, сгибаясь под ветром.

Валенок - опознавательный знак верхнего лагеря

Вернувшись в лагерь, разместил своих ребят в теплой хижине-шайбе, а сам расположился в палатке на берегу небольшого озера. У меня было заметно прохладнее, но тише и спокойнее, чем в переполненной хижине. Ночью палатка прошла испытание ветром, но выдержала без каких-либо повреждений.

Мой оранжевый дом

На следующий день мы продолжили нашу программу. Первый тренировочный день проходил в условиях нестабильной погоды с порывистым ветром, но мы все равно поднялись немного выше обычного, до высоты 4300 м. На обратном пути небо было ясным, как будто не было ни ветра, ни метели.

На второй день мы дошли до площадки на 4800 м, где Джо чувствовал себя так же хорошо, как в лагере и даже взобрался на обломки вертолета. Парни пожелали подняться еще немного, и мы набрали дополнительные 200 метров. Погода в этот день была ясной и солнечной.

И Джо на обломках вертолета

Спустившись в лагерь, Джо внезапно последовал примеру швейцарцев и отказался выходить на штурм вершины. Несмотря на отличную физическую форму, он не решился из-за протяженного маршрута к вершине и сомнений в своих силах. Петер, напротив, был уверен в себе и  на мой вопрос, пойдет ли он на вершину, ответил односложно и без тени сомнения - "Йа!" День отдыха прошёл замечательно, при хорошей погоде. Петер спал весь день, я просто бездельничал и время от времени пытался переубедить Джо, который проводил все время в столовой в чтении и беседах с девушками.

Во владениях Кишура произошли перемены и мастер делал чудеса на кухне под руководством помощницы Кати, научившей его варить борщ.

Мистер Непал 2014

Вышли вдвоем около 1-30 параллельно с другой группой, и довольно скоро дошли до скал Ленца на 4700 м, где немного отдохнули, укрывшись от ветра под скалами. Последние часы перед восходом солнца обычно даются нелегко, и в этот раз я на ходу засыпал на секунды, но ветер, мороз и Петер, идущий за мной как немецкий танк, не дали расслабиться. Рассвет застал нас подходящими к седловине Эльбруса. Полчаса отдыха и мы устремились к Западной вершине, выйдя к перилам  коротким крутым путем, по свежей тропе среди участка скал и немного напрямую по снежному склону. На вершине стояли в 10-30! Отличное время, потому что все предыдущие дни Петер обычно шел последним. Видимо, он расчетливо экономил силы для решающего броска к вершине.

С Петером на Западной

На следующий день спустились в базовый лагерь, где встретили довольную пару швейцарцев, которые за все эти дни исходили окрестности. Поскольку у нас оставалось еще несколько дней в запасе, я предложил Джо, Дэниелу и Элизабет сходить на Эльбрус с Юга, согласно программе. Возражений не последовало, и в тот же день мы переехали в Пятигорск, где ненадолго остановились в Интуристе.

Утром мы снова направлялись к Эльбрусу, на комфортабельном автобусе с чрезмерно разговорчивым водителем. В компании с нашим поваром на эту часть программы мы поднялись в лагерь "бочки".

Юг. Полный капут!

После экономных порций Кишура вкусные и обильные обеды от Гали были очень кстати, и мы много времени проводили в вагончике-столовой. Сходив на акклиматизацию, мы устроили отдых перед восхождением. Петер, не принимавший участия в продолжившемся восхождении, мало ел и почти все время спал. Счастливый человек!

Акклиматизирен
  Погода менялась, во второй половине дня выпал снег, но прогноз на следующий день был хорошим. Столовая Гали, шутки Джо и небольшая баня, отапливаемая картонными коробками и общение с друзьями помогли скоротать время.

Погода перед восхождением
Интернет решает проблемы свободного времени

Для более быстрого и успешного восхождения решил использовать "ратрак" до высоты 4600 и снегоходы обратно. На южных склонах Эльбруса технику используют очень часто, это повышает вероятность приблизиться к вершине, но стирает суть альпинизма у такого восхождения. Впрочем, дух приключений немного присутствует.

Р-р-ратрак!

Элизабет чувствовала себя уставшей после акклиматизации и не вышла на восхождение. Посадив Дэниела в теплую кабину к водителю, мы уселись с Джо в кузов, и весело отправились собирать остальных пассажиров по ближайшим приютам. Неприятно удивил один из местных проводников, который забыл сигареты (!) и водителю пришлось согласиться на его нытье и снова спуститься к бочкам. Несмотря на мой взгляд, которым я прожег этого "гида", он не загорелся, как его сигарета. Высадив мою команду на скалах Пастухова, водитель увез остальных до высоты 5000 м, откуда они начинали свой короткий путь к вершине. В четыре утра мы наконец начали подниматься к западной вершине. Довольно скоро мы вышли к "косой" и направились вдоль склона по тропе, обогнав почти все группы, вышедшие раньше и выше нас. Рассвет был великолепен!

Рассвет и тень Эльбруса на горизонте

Джо и Дэниел показали на что они способны на самом деле. С такой скоростью и выносливостью без всякого сомнения они могли бы взойти на вершину по протяженному маршруту с северной стороны. В девять утра мы уже любовались видами с вершины.

Айн, цвай, драй - 5642!

Джо и Дэн на вершине

После короткой фотосессии мы с такой же смущающей окружающих скоростью спустились к ожидающим нас снегоходам, и после экстремально быстрого спуска снова стояли в лагере. Здесь нас встретила радостными объятиями фрау Элизабет, накормила вкусным обедом Галя и приветствовал сонной улыбкой Петер. Небольшая передышка на сборы и вновь вниз, к автобусу, который увез нас в Пятигорск, где мы небольшой компанией отметили удачное восхождение. Обменявшись за завтраком фотографиями и вручив друзьям сертификаты, проводил их в аэропорт и немного печально наблюдал после теплого прощания, как они уходят в зал ожидания. Было грустно, потому что моя работа в этом сезоне закончилась, но зато приблизилось путешествие в Непал. С этими мыслями я покинул гостеприимный Пятигорск и отправился домой, чтобы подготовиться к новым приключениям.