четверг, 16 апреля 2015 г.

Безенгийские истории. На вершине мечты, Дых-тау.

О восхождении на Дых-тау!

В Безенги я вернулся всего через неделю после отступления с южного маршрута на Дых-тау. На этот раз мечта была вполне осуществима. Из далекой и солнечной Австралии прилетал наш друг, Лиам. Приехав в Нальчик, в офис альплагеря, я дождался Костю и Лиама, прибывших из аэропорта. Лиам оказался крепким загорелым парнем, с копной кучерявых волос и приветливой улыбкой. В Австралии он работает часть времени диджеем, а в остальное время ездит по миру и ходит в горы. Он уже ходил с Алексеем и Костей на Коштан-тау и Джанги-тау, и планировал совершить восхождения на остальные пятитысячники района. Обладая хорошей акклиматизацией после восхождений на горы Альпамайо в Южной Америке и Денали в Северной (!), он имел все шансы на успешное воплощение задуманного. Костя - опытный альпинист, горный гид из команды Алексея Шустрова. В то время это были наши первые совместные восхождения, а сейчас он мой надежный друг и напарник.

добрая Фатима, угощающая нас с Костей безлимитным чаем

В Безенги мы приехали вечером и разместились в "Теплом углу". Поужинав в столовой лагеря, мы отправили нашего уставшего от перемещений по планете друга отдыхать, а сами занялись организацией предстоящей программы восхождений. Запланировали сходить для тренировки несложный маршрут в ущелье Укю, а затем попробовать свои силы на Дых-тау, высочайшей вершине района. На следующий день, после плотного завтрака, непривычного для Лиама, мы уже быстро шли по хорошо известной мне тропе в ущелье к пику Архимед, по маршруту 3А категории сложности, который и выбрали в качестве нашей тренировочной цели.

в гости к Архимеду из Теплого угла

Наш друг действительно был в хорошей физической форме и даже не думал отставать от нас. Пройдя хижину "Голубятня", мы расположили свой бивак на площадке под склонами горы Укю. Договорились выйти к маршруту на пик Архимед, попробовать пройти его и вернуться в тот же день в альплагерь.

на биваке под Укю, вдали хижина "Голубятня"

Утром следующего дня мы стояли под снежно-ледовым склоном. Снег был почти на всем склоне, поэтому мы прошли его одновременно, в хорошем темпе и вышли на плечо, с которого нам нужно было карабкаться по скалам к вершине пика. Погода с самого утра обещала испортиться, и мы начали работать в тумане. Преодолев ключевой жандарм и отдохнув несколько минут, мы спустились к известному месту на этом маршруте, дыры, образованной завалом из камней, через которую обычно спускаются. Дальнейший путь был прост и скор, по несложным скалам и осыпной тропке к вершине. Вниз спустились быстро, через дыру, затем по скалам с многочисленными петлями для спуска на снежный склон и обратно к палатке. Выпив чаю, мы вскоре бежали обратно в лагерь, стремясь успеть к ужину.

на старте

прятки на жандарме
спуск к дыре
черный ход с гребня Архимеда

День отдыха перед началом восхождения прошел быстро, в закупке продуктов, изучения информации по маршруту и выпуску в контрольно-спасательной службе. Все мы имели достаточный опыт для совершения восхождения на Дых-тау по классическому гребневому маршруту 4Б категории сложности. Основная проблема заключалась в большом количестве снега на склонах. По этой причине на Дых-тау в этом сезоне взошло всего две группы. Предстояло ли нам стать третьей? Мы надеялись на хороший прогноз, свои силы, советы мудрого Юрия Сергеевича и, конечно же, на удачу.

фото маршрута до штурмовых ночевок, сделанное французами, попытавшимися сходить после нас

Через день после возвращения с Архимеда мы шли по Безенгийскому леднику, высматривая подъем к "Русским ночевкам", с которых ходят этот маршрут. По мелкой осыпи и травяным полкам мы подошли к морене, ведущей к ночевкам. В тумане мы двигались медленно, обходя бараньи лбы и высматривая тропу. Наконец мы обнаружили площадки для палаток. Бивак, поиск воды и приготовление пищи заняли остаток вечера. Лиам, верный своей профессии, крутил на своем телефоне зажигательные мелодии.

по леднику

по морене к "Русским ночевкам"

После долгого подхода спалось хорошо. Утро пришло быстро, фиолетовым и розовым цветом окрасив небо и вершину Гестолы на Безенгийской стене. Белая точка над ней, Луна, становилась все более незаметной, когда мы прошли лабиринт ледопада и начали ползти по ледовому склону на гребень нашей горы. Костя лидировал и обеспечивал нам с Лиамом одновременную страховку. Весело звенели инструменты, вгрызаясь в прочный утренний лед и мы быстро двигались вверх. Наконец, яркие солнечные лучи показались над близким уже гребнем. На скалах устроили короткую передышку.

вид на гребень к ночевкам ВЦСПС

бьет копытом
Гестола в цветах рассвета

Костя спешит к Солнцу
передышка на скалах гребня
Мы шли по гребню к следующему месту для ночевок под названием "ВЦСПС", на высоте около 4700 м. Солнце уже вовсю припекало, снег местами был глубокий, но в хорошем состоянии. Вскоре, поднявшись через небольшой заснеженный кулуар к большой скале, мы вышли на ночевки. Они представляли из себя небольшую площадку всего под одну палатку, обрывающуюся в обе стороны километровыми склонами, и небольшую скальную полку вдоль большого жандарма. Обустроив бивак и выйдя на связь с лагерем, мы пообедали и устроились на отдых. Я занимался йогой на ближайшем к палатке камне, парни жарились на солнышке, удобно устроившись на камнях и фотографировали.

после йоги

солнечные процедуры

Остаток дня прошел в приятном дружеском общении, прослушивании музыки и наблюдении за окружающей нас природой. Вечером она подарила нам незабываемое зрелище - подъем огромной оранжевой луны над грандиозной пирамидой Коштан-тау. С другой стороны, под стенами Безенгийской стены, плескалось большое озеро из облаков. Хотелось всю ночь сидеть и любоваться этими красотами, но утром нам предстояло преодолеть ключевую часть маршрута на пути к желанной вершине.

оранжевая луна на Коштан-тау
море облаков
Утром, собравшись под ритмичные мелодии нашего диджея, мы энергично начали движение по гребню. Позади нас вспыхнул яркий рассвет, нарисовавший отражение Дых-тау в небе над стеной, но нам некогда было любоваться картинами природы на опасном гребне. Часть гребня первым шел Костя, следом за ним Лиам, сжимающий в руках инструменты и фиксирующий все происходящее на видеокамеру GoPro, закрепленную на его каске. На утреннем сеансе радиосвязи Юрий Сергеевич был рад, что дела у нас идут хорошо и сказал что нам повезло. Кому-то ведь должно везти!

рассвет и тень Дых-тау в небе над стеной
Костян
... за работой
по гребню

Устроив себе небольшую передышку на расширении гребня, понаблюдали за сошедшей по Безенгийской стене лавиной, подкрепились батончиками и поползли дальше. Мы с Костей поменялись местами и теперь я прокладывал путь по узкому гребню, коварным снежным склонам и скалам. Парни надежно страховали меня, и я прикладывал все усилия, чтобы обеспечить нам скорейший выход на вершину.

отдыхаем и наблюдаем за лавиной на стене

вершина где-то там

Вот показалась скалистая вершина на остром гребне горы. Пройдя последний участок и обеспечив страховку друзьям, вздохнул с облегчением - мечта частично осуществилась. Предстояло не менее важное, завершение ее полного воплощения удачным спуском с горы. Наконец, вся команда на вершине! Мы снимаем на камеры происходящее и окружающее нас, угощаемся шоколадом, оставленным на вершине группой, поднявшейся на вершину несколькими неделями раньше.

вершина!

Cпускаемся в обратном порядке, Костя лидирует, я разбираю станцию и сползаю с вершинной башни. Обратный путь по гребню, со спусками с жандармов и осторожной ходьбой по своим следам, прошли быстро. В полдень уже стояли возле палатки, слушая прогноз погоды из лагеря.

снова на биваке

Погода обещала ухудшиться, нам посоветовали остаться на "ВЦСПС"  и утром спуститься в лагерь. Саратов плохого не посоветует, но вдруг непогода затянется на несколько дней? Запас времени у нас имелся, погода еще держалась. Решили спускаться незамедлительно. По гребню до ледового склона, уже раскисшему под палящим целый день солнцем. По склону, обеспечивая страховку нашему другу, спуск на пологий ледопад. Блуждание по леднику в сумерках и наконец, выход на ночевки. Погода уже испортилась, накрапывал легкий дождь. В палатке мы немного отметили успешный выход на вершину и благополучный спуск на ночевки. Лиам сделал нам сюрприз - достал крошечные бутылочки с виски. Пожелав здоровья, мы пока не стали поздравлять друг-друга с горой, отложив это событие на следующий день. Дождь лил всю ночь и не стих к утру. После такой погоды спуск с "ВЦСПС" был крайне опасен. Мы приняли верное решение по спуску  на "Русские ночевки". Дождавшись небольшой паузы в шуме дождя, мы собрались и начали спуск.

еще одно фото и быстро убегаем к лимонаду и хычинам!

Обратный путь по бараньим лбам оказался самым опасным в нашем восхождении. Прижимаясь к скалам, прятались за ними от камней, которые Дых-тау посылала нам вдогонку в потоках воды, бегущих по гладким скалам лбов. Хорошо что этот участок был коротким, и вскоре мы нашли тропу, по которой вышли в безопасное место. Дальнейший путь не представлял сложности, погода улучшилась и мы легко дошли до лагеря. В лагере мы душевно отметили наш успех, вспомнив пройденные трудности и выпарив всю усталость в местной бане.

с Горой!

Следующие несколько дней мы отдыхали и разрабатывали план восхождений на ближайшие несколько недель. Обдумав различные варианты, решили, что сходим еще несколько гор, среди которых были красавица Миссес-тау и грозная Шхара. Познакомились с тремя веселыми французами. Николя, Жереми и Люка сходили тренировочный маршрут и собирались пройти Дых-тау вслед за нами. Но Косте вскоре нужно было уехать на восхождения в Европу, к склонам Монблана и Маттерхорна, и мы с Лиамом остались в лагере, с нетерпением бросая взгляды на горы...