понедельник, 13 апреля 2015 г.

Безенгийские истории. К пирамиде Коштан-тау.

Безенги, лето 2013 года...

Безенги - горный район в самом центре Кавказских гор, в Балкарии. Знаменит Безенгийской стеной и Северным массивом Бокового хребта, с шестью вершинами выше пяти тысяч метров. Среди них Шхара (5068 м) и Джанги-тау (5085 м) на 12-километровой Безенгийской стене, Коштан-тау (5151 м), Мижирги Западная (5025 м), пик Пушкина (5100 м) и Дых-тау (5204 м) на Северном Массиве. На пересечении двух ущелий, которые ведут к этим исполинам, расположился альплагерь "Безенги", гостеприимное и душевное место.

В Безенги я впервые попал в июле 2013 года. В смелом плане нашей дружной компании значилось восхождение на Коштан-тау. Ранним июльским утром я выехал в Минеральные воды, чтобы встретить прилетающих из Санкт-Петербурга друзей и затем отправиться с ними в ожидающий нас альплагерь. К вечеру, преодолев несколько сотен километров дорог, мы были в альплагере.

Здесь нас уже ждало руководство альплагеря - замечательный Алий Хусеевич Анаев и добрейшая Зухра Хусеевна Анаева, которые разместили нас в новом здании - "Теплый угол" и накормили вкусным и сытным ужином в столовой. Постепенно я познакомился со многими сотрудниками альплагеря, и о каждом из них можно написать отдельный рассказ.

На следующий день прогулялись по тропе к Северному массиву вдоль ледника Мижирги. Ветер разогнал облачность и открыл огромный массив скал, снега и льда нашим любопытным взглядам.

Вечером приехал наш лидер, Алексей Шустров. С Алексеем, Сергеем и Антоном я познакомился годом ранее и уже поднимался с ними на Казбек и Эльбрус. Алексей - опытнейший альпинист, профессиональный горный гид и инструктор, всегда внимательный к своим подопечным. Сергей и Антон - тоже опытные альпинисты, в недалеком прошлом очень сильные горные туристы и спортсмены, добрые и порядочные, настоящие друзья. В этой компании оказался и я, несмотря на свой намного меньший опыт. Под руководством нашего лидера еще несколько дней мы продолжали подготовку к предстоящим восхождениям, поднявшись для акклиматизации к ночевкам в ущелье Укю и посетив Курсантские ночевки, где немного походили по леднику. Погода радовала видами, открывающимися на Северный массив, на крутые склоны горы Уллуауз, пирамиду Коштан-Тау, грозную Дых-тау и красавицу Миссес-тау.

Уллуауз
... и меня подождите
Укю-кош
Сердце гор!
Миссес-тау

Вернувшись в лагерь, мы отдохнули день перед тренировочным восхождением на пик Селлы. Мы отдыхали от первой активной акклиматизации, отъедались в столовой и ждали нового дня. Я был занят подготовкой к восхождению, проводя время в изучении описания маршрута, заглядывая к знаменитому Юрию Сергеевичу Саратову, опытному и мудрому начальнику контрольно-спасательной службы лагеря. Запасался продовольствием в магазине альплагеря, общался со знакомыми и бродил по окрестностям. В это время в лагере находились две очаровательные девушки, большие умницы и сильные спортсменки, которые работали в компании Алексея Шустрова в Санкт-Петербурге - Настя и Альфия. Было приятно видеть столько дружеских лиц. Погода была хорошей, открывшийся вид на Безенгийскую стену и треугольник Гестолы на ней притягивал мой взгляд.

На следующий день мы вышли в долгий путь по Безенгийскому леднику. Как обычно, погода начала ухудшаться во второй половине дня и к Австрийским ночевкам, к хижине Джанги-кош мы пришли промокшие и грязные. Торопливо разместившись в палатках, мы приготовились пережидать непогоду.

к Джанги-кош

Дождь утих к концу следующего дня, из палаток и хижины высыпали люди. Весь день мы сидели в палатке, пережидая непогоду и теперь можно было немного размяться и пообщаться с окружающими. Здесь я познакомился с интересной девушкой Леной, которая собиралась на следующий день в составе своей группы по тому же маршруту, что и мы.

девушка Лена и большая Гора Дых-тау
банда козлов охотится за солью на закате

Выход был назначен как обычно, на раннее утро. Было темно, и видны были лишь мелькающие фонарики собирающихся и выходящих на маршрут людей. Рассвело довольно быстро, и первые солнечные лучи осветили грандиозную Безенгийскую стену..

Мы неторопливо продвигались под заснеженный склон пика Селла, со следами лавин, сошедших после недавнего снегопада. Путь по склону уже начала прокладывать группа, вышедшая раньше нашей.

по снежно-ледовому склону

по гребню к пику Селлы

красавица Айлама с гребня Селлы

Немного обогнав на гребне идущую впереди группу, мы подошли к вершине, отдохнули и начали спуск на ледник.

Лена бодро шагает по гребню в составе своей группы

Через несколько часов спустились обратно к хижине и палаткам, отдохнули и на следующий день вернулись в альплагерь.

хижина Джанги-кош на фоне Шхары и Стены

на спуске

Время в лагере мы провели в подготовке к нашей основной цели. Я предложил своей новой знакомой Лене совершить несколько совместных восхождений после того, как каждый из нас выполнит свои запланированные программы.

Через два дня, мы вышли к нашей цели и поставили промежуточный лагерь на "Поповских ночевках", на траве возле небольшого ручья. Рассвет нового дня окрасил вершину Дых-тау в мягкий розовый цвет, и мы продолжили путь.

Нас ожидал дневной переход до основного бивака перед маршрутом на Коштан - ночевок "3900". Путь пролегал по крупной осыпи, затем по ледопаду, среди лабиринта трещин. Наконец мы добрались до ночевок и разместились среди других палаток, оказавшихся пустыми - их жильцы вернулись позже с маршрута на Коштан.

прогулка по ледопаду ..

на биваке "3900"

Морозное утро началось бодро - с преодоления очередной ступени ледопада и выходом на скальный участок нашего маршрута. Первым шел Алексей, я замыкал связку.

Утренний мороз давно сменился дневным зноем, на смену которому пришла облачность. Преодолев ледопад и ненадежные скальные участки, крутой лед и глубокий снег, мы вышли к ночевкам "Под куполом", с которых нам предстояло штурмовать вершину. Небольшая полка под прикрытием скалы не вмещала нашу палатку, и мы уплотнили снег на склоне рядом со скалой, где и разместились в безопасности и относительном комфорте.

лепим фундамент под палатку

короткий отдых после тяжелой работы ..
... и снова за лопату!

Наконец-то можно было расслабиться. Мы с удовольствием растянулись в спальных мешках, готовясь к раннему выходу. Ночь показалась короткой, и нетерпеливое солнце, не дав нам отдохнуть, показало путь к вершине.. К нашему сожалению, Сергей Иванович чувствовал недомогание и мудро решил не рисковать. На пути к вершине нам предстояло преодолеть снежно-ледовый гребень через несколько жандармов и в обход снежных карнизов.

лидер на жандарме

Гребень тянулся долго, жандарм за жандармом, мы осторожно двигались по опасному склону к вершине. Я ненадолго сменил Алексея, близкая уже вершина придала сил, и без устали вбивая кошки в снег мы весело вышли на вершину!

В этот день 27 июля, у моей мамы был день рождения, и не имея возможности передать ей привет с вершины, я попросил Алексея записать его на видео. Маме было очень приятно увидеть это запоздалое поздравление с вершины Коштан!

с днем рождения, Мама!

Но долго задерживаться на вершине не следовало, и мы пустились в обратный путь. Снег, твердый утром, стал мягким и неустойчивым. Тот же путь по следам, спуски с жандармов. Наконец мы пришли к палатке, где с горячим и желанным чаем нас ждал друг Сергей. Погода к моменту нашего возвращения начала портиться, и не успели мы немного отдохнуть, как начался снег. Нужно было принимать решение - срочно спускаться на "3900", чтобы успеть на ночевки и улучшить самочувствие нашего друга или остаться пережидать погоду до утра. Алексей принял разумное решение остаться и выходить при улучшении видимости. Погода немного прояснилась лишь к концу следующего дня. Время поджимало, и мы начали спуск прямо по пути сошедшей утром лавины, очистившей склон от снега почти до льда.

Первым снова начал работать наш неутомимый лидер, спускаясь и организуя страховку на льду склона. Я шел последним и обеспечивал страховку сверху. Начинало смеркаться, мы сменились и вышли на ледопад уже почти в темноте. Но на этом наш путь не закончился ... Предстояло возвращение в лабиринте ледопада в условиях темноты, возобновившегося снегопада, отсутствия видимости, следов. Вся надежда была на опыт и навыки ориентирования нашего руководителя и слабый сигнал моего GPS, который лишь показывал направление на оставленную на "3900" вторую палатку. Мы шли за Алексеем, медленно, но верно пробираясь по колено в снегу меж темнеющих трещин. Далеко за полночь мы все таки вышли на ночевку, полностью засыпанную снегом. Немного выпили чаю и попытались высушить промокшую насквозь одежду в тепле газовой горелки, вспоминая события минувшего дня. Утром я нашел свою палатку, раздавленную снегом, и оставленное в ней снаряжение. Расстраиваться было некогда, и быстро собравшись, мы начали спуск.

Спуск

Тем же путем мы спустились на ледопад, осыпь и тропу к лагерю. К вечерней связи мы уже стояли возле контрольно-спасательного пункта, и с радостью сообщили о своем возвращении. Мои друзья собирались в обратную дорогу следующим утром. Проводив утром Сергея и Антона, мы с Алексеем остались в лагере. Вскоре и он уехал из лагеря. У меня было несколько недель свободного времени, и я остался в лагере для продолжения восхождений  в компании моего нового друга, Лены. Приключения продолжались..

Несколько слов о лидере нашей команды, Алексее Шустрове, директоре компании "Маршрут". Руководя восхождениями и работая гидом на сложных и опасных маршрутах, Алексей тем не менее находит время для съемок - и создает замечательные фильмы о мире гор и людях в этом мире. Такое же видео он снял и в процессе нашего приключения, создав замечательный и позитивный короткометражный фильм, который и представил общественности лагеря "Безенги". Фильм вызвал бурю эмоций в зрительском зале, и было приятно видеть улыбки на лицах людей, напевающих песенку из фильма. Спасибо, Алексей Борисович!