воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Траверс, или туда и обратно.

Куда? Туда и обратно по горному массиву Арау - Куарджин. Зачем? В поисках приключений, очевидно...



Все началось как обычно, с тренировок. В очередной раз взобравшись для разминки на вершину Арау Восточная по своему привычному скально-травяному маршруту, посмотрел на длинный гребень массива, уходящий на запад и подумал, а не пора ли пройти его? А тут еще медведь на следующий день после тренировки упал с той же горы на дорогу. Не иначе, знак! Дело за малым, собрал рюкзак и ждал подходящего момента.

Туда. Ранним зимним утром, с приятелем Андреем за рулем его машины примчались к точке старта моего маршрута Арау Восточная - Куарджин Узловой.

рассвет на Арау

Я собирался подойти маршрутом на Восточную вершину по Восточному гребню, пройти Арау Центральную и Куарджин Узловой и спуститься на Суаргомский перевал вечером того же дня. Андрей пожелал мне удачи и я бодро пошел вверх по склону. Солнечная погода, блюз в наушниках, снег под ногами и хорошее настроение от привычной работы в горах.


восточный гребень 

Через пару часов дошел до первого ключевого участка на маршруте. Двумя неделями ранее я прошел его по сухим скалам, а в этот раз пришлось очищать скалы от глубокого свежего снега и карабкаться в кошках с ледовыми инструментами в руках, отыскивая щели и безжалостно вколачивая клювы инструментов в них. Быстро прошли секунды страха и начались минуты осторожной работы. Падать в казалось бы мягкий и глубокий снег ниже по кулуару совершенно не хотелось.


заснеженный кулуар

Вот и ключ позади, дальше пошли несложные скалы и заснеженный склон. Через четыре часа прошел Восточную вершину, направляясь на запад по северному склону массива.

к Арау Центральная

Глубокий, местами по пояс снег, тормозил и вытягивал силы. Отступать было не поздно, но солнце еще светило высоко. Наконец я выплыл из моря снега на гребень и начал движение вперед-вверх-вниз-повтори. Через три часа стоял на вершине Арау Центральная, обдумывал свои дальнейшие действия. Было очевидно, что на ключевую вершину маршрута, Куарджин Узловой, я не успел.


Арау Центральная

"Ну и ладно, пройду мимо нее до Суаргомского перевала" - подумал я. Для попадания на него мне нужно было сначала спуститься с Арау Центральной под стены Куарджин, вновь взобраться на Олений перевал, двигаться по нему вверх до вершины Хиах и спуститься с нее уже на Суаргомский перевал, где меня ждал Андрей. План выглядел относительно простым, но кто же знал что это так долго?!


Куарджин Узловой и перевал Олений слева

Потеряв драгоценный час светлого времени и часть убывающих сил на поиск пути под Куарджин, вышел на крутые травянистые полки и начал подниматься к Оленьему перевалу. Когда я вышел на перевал под стенами массива Куарджин, было темно. Луна не показалась, путь освещали только мой фонарик и тусклые звезды на небе. Не страшно, движение простое и привычное, вверх-вниз по снежному гребню. Но гребень казался бесконечным, и единственным оленем на нем был я. Особенно отчетливо я это почувствовал, когда умудрился провалиться в закрытую снегом расщелину на гребне.


трещина )



"Черт, это ведь не ледник!" - подумал я и автоматически уперся локтями в края "трещины". Второй мыслью была - "а не остаться ли мне тут на ночь?".. там было теплее и не дул ветер. Но на перевале Суаргом меня ждал друг, кофе и еда. Поэтому я отбросил эти мыслишки, выбрался из расщелины и пополз дальше. "Где эта чертова вершина?" - думал я о Хиах, потому что в темноте каждый взлет гребня казался вершиной. В итоге я все же доковылял до нее и начал спускаться. Давно я тут не ходил, и во мраке непонятно было, куда спускаться, но ноги сами принесли меня к другу, который увидел мой фонарик на склоне и приготовил еду. Еще несколько часов мы выбирались из гор по домам, и на этом все ненадолго закончилось. На неделю.

Обратно. Мысль о том, что я недостаточно хорошо справился с траверсом, немного беспокоила. Поэтому я спланировал новое прохождение массива, обратным путем, но немного сложнее. Точной даты я не определил и все получилось спонтанно. Впрочем, рюкзак был уже собран с учетом возможной ночевки на маршруте. 11 декабря, Международный День Гор и ситуация внезапно сложилась в пользу траверса, и в вечерней тьме мы с Андреем снова мчались в горы, на ту же точку, в которой я финишировал неделю назад. Попрощавшись с другом, я пошел вверх по треку на навигаторе, то и дело натыкаясь на свои же недельной давности следы в снегу. Луны снова не было, но фонарик, навигатор и зажигательная музыка в наушниках помогали справиться с однообразной темнотой. Через пару часов я стоял на вершине Хиах, откуда отправил сообщение другу и продолжил путь по гребню.


Международная Ночь Гор. Владикавказ с вершины Хиах

Интересно, что подумали военные на полигоне снизу, которые видели тот же луч фонаря в то же самое время неделей ранее на этом гребне? Пройдя еще немного, я поставил палатку в достаточной близости от маршрута, чтобы утром запечатлеть на фото массив.


ночевка на гребне

Немного отдохнув, приготовил плотный завтрак - гречневые хлопья, кофе и немного шоколада, собрал рюкзак и с первыми рассветом двинулся к приключениям. День и солнце - друзья альпиниста, в отличии от ночи и луны.

рассвет

Рассвет был изумительно красивым, черный цвет ночи окрасился в глубокий синий, и наконец, красное зарево вытолкнуло солнце в его короткий зимний путь по небу.


Столовая гора на рассвете

массив Арау - Куарджин и мой маршрут по гребню

Подойдя к массиву, я оставил часть снаряжения под началом подъема на Куарджин Узловой. Зачем таскать на себе палатку и спальный мешок, если все равно проходить здесь через пару часов? Понадеявшись, что козлы не тронут мои вещи, побежал к началу маршрута, башне Куарджин Центральный.


Башня Куарджин Центральный

Осмотревшись перед началом маршрута, полез на сухую скальную стенку, отыскивая щели и зацепки для инструментов в руках и кошек на ногах. "Черт, нужно было сделать страховочную станцию ниже" - подумал я через несколько метров.



Но было поздно, путь к возвращению лежал через вершину! Успокоив дрожь в коленках мощным самовнушением - уверенным "Лезь давай!", я пополз вверх по стене, используя замерзшие травяные кочки и щели. Главное - преодолеть секунды страха, дальше - легче. Вобщем, я и не заметил, как оказался на вершине башни.


на первой вершине

Фото, сообщение другу и вниз по веревке, используя старые веревочные петли. Следующая цель - Восточная Башня. Протиснувшись в камине, выбрался по крутому склону на вершину. Снова спуск, на этот раз забил крюк и спустился с него к подножию Куарджин Узловой и своему рюкзаку.


очередной спуск

На Узловой подъем был совсем простым. Дальше меня ждали два высоких жандарма и длинный гребень с конечной точкой маршрута, Арау Центральная. Раз жандарм, два жандарм. На втором ушел немного в сторону, с сомнением посмотрев на гребень и попал на очень ненадежные крутые скалы, чем усложнил себе путь. "Слабоумие и отвага" - сказал я себе и полез выше, пролез на вершину жандарма и посмотрев на путь по гребню, остановился на "слабоумии". Гребень оказался намного проще. Немного отдохнув и прочитав переписку с друзьями (интернет в горах - зло!), двинулся дальше.


гребень

Перед выходом на перемычку с Арау Центральная предстояло преодолеть длинный гребень с несколькими спусками по веревке и пройтись по глубокому снегу с крутой северной стороны гребня. На перемычку спускался, страхуясь веревкой за тонкие, но прочно укоренившиеся деревца и прокладывая путь по пояс в снегу, как нано-ледокол. Выбравшись на очередной жандарм, от усталости решил что это конечная вершина, но посмотрев дальше, понял что еще немного придется пройтись. По прямой - близко, но время растянулось бесконечными зигзагами по гребню и склонам. Но не прошло и часа, как я стоял на Арау Центральная, высматривая путь спуска.

Арау Центральная, неделю спустя в то же время )
Логично было пройтись немного по северным склонам, выползти на гребень и спуститься прямо под Арау Восточная. Но вы помните девиз этого восхождения. Поэтому я спустился прямо с Центральной вершины, медленно траверсируя северный снежный склон и в результате очутился в вечерней тьме в лесу, среди следов оленей и медведей. Потеряв час в блужданиях, вышел на знакомый спуск и пришел к селению Балта. Здесь меня ждали с поздравлениями и бутылкой холодной .. минералки Андрей Кундухов и .. Владимир Анатольевич Кореньков, мой первый инструктор. Было очень приятно видеть их, несмотря на усталость. В завершение вечера друг довез меня домой, откуда я и пишу весь этот рассказ о недавних приключениях.





До новых приключений!

Информация о маршрутах на массиве Арау - Куарджин:

Арау Восточная по Восточному гребню, 1А скальная (завершен)
Арау Восточная - Куарджин Узловой, 2Б скальная (не завершен)
Куарджин Центральный - Арау Центральная, 3А скальная (завершен)

Траверс Арау Восточная (2392) с Восточного гребня - Арау Центральная (2611) - Хиах (2770) , пройден 5.12.15, полное время около 16,5 ч. Дистанция около 15,5 км.



Траверс Куарджин Центральный (2600) - Куарджин Узловой (2611) - Арау Центральная (2548) пройден 12.12.15, время на маршруте около 7 часов, полное время с подходом через г. Хиах, ночевкой и спуском в с. Балта около 21 ч. Протяженность маршрута примерно такая же.