среда, 23 декабря 2015 г.

Ледяные приключения в Цее

Пора было начинать тренировки на льду...



гиннес в руке - готов к приключениям )

Собрав кучу разного снаряжения, рано утром я высадился в Цее и потащил свой неподъемный баул к альплагерю, в котором и поселился. Для начала план был скромным - потренироваться на льду замерзших водопадов. А после - сходить на разведку и, возможно, пройти относительно несложный маршрут на большую и красивую гору, Уилпату, 4648 м. Погода стояла устойчиво хорошая, снега было немного и все казалось выполнимым. 

Уилпата 
С консультацией я обратился к Игорю Афанасьеву, местному спасателю, гостеприимно встретившему меня и ответившему на мои вопросы. Старый беззубый кот сидел рядом и слушал неинтересные ему разговоры о горах, маршрутах и прочих невкусных вещах. После чего я отправился к ближайшему замерзшему водопаду недалеко от альплагеря. Лед был тонким, но он был! 

к старту готовы!

Осмотрев ледяной водопад, прикинул маршрут, организовал страховку для себя и полез. Непрочный лед требовал осторожного движения и тщательной страховки. Впрочем, даже это напряженное лазание по молодому льду доставило большое удовольствие. 

почти долез

Вечером я сидел за ужином и обдумывал информацию. Тропа к ночевкам под Уилпатой проходила через ледник с закрытыми снегом трещинами и путь между ними был неизвестен мне. Летом никаких проблем с подходом не возникло бы, но зимой, для одиночки... Поэтому я усомнился в своем плане. Утром я уже уверенно отложил его исполнение до более подходящего момента и направился к следующему водопаду, который находился в часе ходьбы в небольшом ущелье. Табличка на тропе неподалеку от водопада предупреждала, что приближаться к нему запрещено. 

ага, сейчас!

Улыбнувшись и сфотографировав ее на память, я одел кошки и подошел по замерзшей реке к сорокаметровой колонне водопада и начал готовиться к тренировке в безопасной близости от него. В левой части лед активно таял, был непрочным и местами было видно текущую под ним реку. Лезть туда совершенно не хотелось. Поэтому я проложил маршрут по его правой, более массивной части. 

водопад реки Шагацикомдон

на ледяной полочке

Здесь лед был прочным, с небольшими ледяными полочками, на которых можно было немного отдохнуть. Пройдя маршрут, вылез по тонкому льду на камнях 
к небольшому кусту, который приметил для спуска. Куст выглядел тонким, но оказался весьма прочным и, осторожно нагружая веревку, я спустился вниз. 

куст - сама надежность!

Вернувшись к вечеру в альплагерь и скромно отметив удачное завершение ледолазной тренировки призом - баночкой guinnes, подумал, что же дальше? Возвращаться домой я пока не хотел, а задуманное восхождение отложил. Полистав книгу с описаниями маршрутов, наткнулся на пару подходящих. Близкий и безопасный подход под маршрут, подъем по снежно-ледовому кулуару и выход по гребню на несложную скальную вершину. "То, что надо!" - подумал я и выбрал маршрут на пик Москвич, 4150 м, третьей категории сложности. Утром сообщил Игорю о своем новом плане, сел в кресло канатной дороги и вскоре высадился недалеко от начала маршрута. Обнаружив нужный мне кулуар, оставил рюкзак и протоптал в снегу тропу к началу ледовой части маршрута. Начало маршрута показалось несложным, снег и лед были в хорошем состоянии. Последние лучи солнца освещали макушку большого жандарма в правой части кулуара, а полумесяц слева словно поднимался  по ледяному гребню на его вершину, пытаясь догнать солнечный свет.. Вернувшись к рюкзаку я установил палатку и начал готовиться к восхождению. 

полумесяц в погоне за солнечным светом

В описании было сказано, что маршрут проходится за два дня со спуском. Для группы из нескольких человек, передвигающихся со страховкой и несущих бивак. Но я решил не брать с собой палатку и попробовать пройти его одним днем, спустившись вечером. Опыт спусков в темноте по ледовым маршрутам у меня уже был и этот план показался вполне осуществимым. К рассвету я уже подходил к ледовой части маршрута.

начало льда


Было довольно тепло и погода должна была вскоре измениться. По прогнозу, на следующий день ожидались осадки и нужно было торопиться. Придерживаясь описания, я начал двигаться по правой части ледового кулуара. Пройдя немного, услышал нарастающий свистящий звук и прижался ко льду. Конечно же, это был камень, пролетевший неподалеку. Летящих камней на зимнем маршруте я ждал меньше всего, но теплая погода освободила их от сковывающего льда. То и дело поглядывая вверх и прислушиваясь, я полз вверх, постепенно уходя левее, потому что справа уже вовсю свистело. Двигаться по зимнему льду было непросто, приходилось быть очень осторожным и скорость была невысокой. На крутом и гладком, как стекло бутылки, участке пришлось страховать себя с помощью веревки, проходя на всю ее длину, затем спускаться к ее началу и вновь подниматься по ней для следующего отрезка пути. Надежнее, но намного дольше. Слишком долго для успешного выполнения плана.

бутылочный лёд

В левой части кулуара я приметил заснеженную щель между льдом и скалами, по которой иногда пролетали камни. Стало немного прохладнее, камни перестали летать, и я подумал, не пройти ли мне по краю ледника. На траверсе к левой части веревка застряла на вмерзшем камне и пришлось лишний раз возвращаться, чтобы освободить ее. Время шло, я лез по льду, пытаясь обойти крутые участки. В итоге я прошел стеклянный ледник, сильно забрав влево, удлинив маршрут и потратив много сил. Выйдя в итоге на перемычку, с которой по гребню предстояло взобраться на близкий уже пик, посмотрел на часы и понял, что всё-таки с вершины придется спускаться в сумерках, а по льду - ночью. Вроде-бы по плану, но..

пик Москвич, слева и скала, под которой я выкопал пещеру, справа.

Но оценив запас своих сил, понял что это будет сложно и слишком рискованно. Про оставшийся путь до близкого пика я даже не стал думать. Связавшись с Игорем, сообщил ему о ситуации и что остаюсь ждать утра на перемычке. И, не теряя времени, начал рыть ледовым инструментом и кошками на ногах пещеру в снежном наддуве на гребне. "Эх, какого черта не взял спальный мешок, ведь собирался!" Но горелка была со мной, поэтому, разложив на снегу веревки и рюкзак, я забрался в пещеру, включил горелку, вскипятил воду, съел последний шоколадный батончик и немного согрелся.

рождение снежного человека

На душе тоже стало немного теплее после пары звонков. Справедливо ругая себя за легкомысленный и опасный план, попытался немного отдохнуть. Но не тут-то было! Холод пробирал до костей, а усилившийся ветер засыпал снегом через слишком большой вход в пещеру. Несколько раз за ночь я выбирался из укрытия, чтобы размяться и согреться, но ветер вытягивал остатки тепла из тела и быстро загонял меня обратно в укрытие. Приходилось лежать на рюкзаке и шевелить ногами время от времени. Хочешь выжить в такой ситуации -  мечтай о чем-нибудь приятном и горячем. Я думал о кофе и знакомой девушке. Но ночь длилась бесконечно долго, и под утро, несмотря на холод и свист ветра, я все таки уснул. Проснувшись, я понял что сильно замерз. Как назло, газ для горелки закончился и я остался без кружки горячей воды. Рассвело и нужно было немедля спускаться, несмотря на порывы ветра, которые грозили сдуть меня с гребня. Позвонил другу и сообщил что спускаюсь. Попытался дозвониться Игорю, но не смог, решил попробовать позднее, хотя заряд энергии телефона был уже на исходе. Как и мой.

покидая укрытие

Приготовившись к спуску, пробурил во льду рядом с пещерой проушину и начал спускаться. Спуск, точка страховки, новая проушина, веревки .. и так несколько долгих часов под сильным ветром на этом стеклянном льду. Но эта утомительная работа позволила согреться.

ледобур, проушина, веревка, повторить..

Осмотревшись на очередной остановке, решил что пока я буду бурить дырки во льду и медленно, хотя и надежно спускаться с веревкой, начавшийся снегопад станет опасным и сметет меня лавиной. Пока что снег недолго задерживался на гладком льду и сползал вниз, а ветер носил его по всему кулуару. Поэтому я снова перешел в левую часть. Вчера по ней пролетали камни, но теперь она была засыпана свежим снегом и можно было спускаться лазанием, иногда выползая на лед. Вниз и быстрее, наперегонки со снегопадом и усталостью... Когда позади остались последние участки льда, я вздохнул с облегчением, пнул кусок надоевшего льда  и побрел вниз по снежному склону, по своим полузасыпанным вчерашним следам к уже заметной палатке и .. человеку возле нее! Игорь, решил я и не ошибся. Не дождавшись звонка от меня, он добрался до моей палатки в начале кулуара и ждал пока я спущусь. Напоив меня чаем из термоса, помог собрать бивак, довез до альплагеря на своем снегоходе, стоявшем неподалеку и угостил вкуснейшим ужином. Как оказалось, спасатели во Владикавказе уже были наготове и собирались приехать на помощь. Поэтому Игорь то и дело отвечал на звонки своих коллег и моих знакомых и друзей из их числа. И с каждым звонком я понимал, что легкомысленно заставил этих людей волноваться из-за меня и в случае возможных спасательных работ подвергать себя опасности.. Проведя остаток вечера в дружеской компании, отправился обратно в альплагерь, откуда утром на автобусе добрался до Владикавказа и своего дома. Приключение закончилось, но мне следовало сделать серьезные выводы из него.



Конечно же, я переоценил свои силы и недооценил сложность зимнего льда. Этих упущений было бы достаточно для печального завершения приключений. В одиночных восхождениях уровень опасности и без того постоянно переходит за грань разумного. Потеряв время и силы на дополнительные перемещения по маршруту, я не начал спуск раньше и в результате принял решение о ночевке на перемычке. Возможно было бы лучше немного отдохнуть и спуститься в темноте, чем мерзнуть в снежной хижине и спускаться на исходе сил, наперегонки с непогодой. Но кто знает? Обо всем этом я думал в ту холодную ночь в снежной пещере.
На следующий день справедливая критика от моих друзей-спасателей заставила меня задуматься и других моих ошибках. Слишком много ошибок для одного человека за короткое время в горах. Очевидно, довольно везучего, чтобы горы отпустили его после этого. Но бесконечно ли такое везение? Не уверен.. Стоят ли эмоции от риска и восхождения здоровья и жизни? Точно нет! А ведь я еще легко отделался - большинство пальцев получили лёгкое обморожение, а один наиболее везучий - серьёзное, третьей степени. Про переохлаждение и последовавшую простуду не стоит и говорить. Итог - недели на восстановление здоровья, невозможность тренировок и тем более восхождений.

Спасибо Игорю Афанасьеву за неоценимую помощь иДо новых приключений!

красная линия - подъем, зеленая - спуск



Описание маршрута