воскресенье, 3 января 2016 г.

Тридцать шестой

Немного о прошедшем годе.

Что-же происходило со мной в две тысяче пятнадцатом году и в мой тридцать шестой год жизни? Надежды и разочарования, успехи и поражения, радость и печаль - все, как и всегда. Но каждый раз жизнь ощущалась острее, и если больно пинала, то и радовала сильнее.

Начало года я встретил в Санкт-Петербурге, всерьез планируя обосноваться в этом городе. Но судьба как обычно непредсказуемо дала пинка, не дав сбиться со своего пути. Поэтому весну я встречал дома, восстанавливаясь после небольшой операции, тренируясь и готовясь к работе на Эльбрусе. Завершив тренировки сольным прохождением маршрута на гору Кариу, я встретил в аэропорту Минеральные Воды своего старшего друга, Сергея Ивановича, с которым мы отправились к Северным склонам Эльбруса, на запланированное еще зимой восхождение.

к Эльбрусу

С палаткой, без использования приютов мы планировали плавно акклиматизироваться, взойти на вершину и спуститься с нее на юг. Но добравшись до высоты 3800 м, мы развернулись - в этот раз Эльбрус отправил нас обратно.

3800

Впрочем, мы неплохо прогулялись по окрестностям. В  обществе Сергея Ивановича всегда интересно, и неважно где - на склонах Эльбруса или у него дома, в Петербурге - мы часто обсуждаем и планируем новые приключения в горах, и такие неудачи нас не останавливают.

Мы еще вернемся, старина Эльбрус!

Возвратившись в Пятигорск и попрощавшись с другом, я присоединился к экспедиции на Казбек под руководством моего коллеги и друга, Константина Заздравных. Вторым гидом был наш друг Макс Беломестных. Я исполнял роль третьего гида и отвечал за команду носильщиков. Неудачно повредив ребро прямо перед отъездом на Казбек, переживал, смогу ли выполнить тяжелую работу - в мои обязанности входила помощь первым гидам, взаимодействие с командой носильщиков-портеров и переноска части груза. Мы сопровождали большую французскую команду во главе с трек-лидером и гидом. Приключения с французами начались почти сразу же - один из клиентов остался без снаряжения по вине аэропорта, но мы помогли ему и снабдили всем необходимым во Владикавказе.

в Тменикау

моя команда - бери больше, неси выше!

Проведя ночь в селении Тменикау, добрались до базового лагеря с горячими источниками. На подъеме по леднику случайный камень прилетел прямо в мое плечо и задел шею. Но я  на удивление быстро оправился и справедливо высказал горячие пожелания французскому гиду, который настоял на этом пути подъема, несмотря на наши советы. Французский коллега оказался противоречивым человеком, и впоследствии мне не раз пришлось сдерживаться, чтобы не высказать все что я о нем думаю. Но негативные эмоции проходили, стоило пообщаться с друзьями и понаблюдать за псом Бурзиком, который прошел с нами путь от селения до вершины и обратно.

На леднике

Добравшись до штурмовых ночевок на 4150 м., мы удачно сходили на вершину на следующий день, но пережили непростую ночь под ураганным ветром и грозой на ночевках. Несколько палаток были повреждены и мы с Костей всю ночь сидели, удерживая нашу палатку в ожидании новых сюрпризов от погоды.

утро штурма вершины

Костя, Макс и французы
и Бурзик с ребятами

Днем мы благополучно спустились в базовый лагерь, а на следующий день покинули и его.

Спуск с Казбека

Мои друзья-гиды отправились с французами на север Эльбруса, а я ненадолго вернулся домой, чтобы через пару дней начать новую работу с южной стороны двуглавого великана.

Встретив улыбчивого грека в горячих Мин-Водах, я отправился с ним на юг Эльбруса, в Чегет.

С Яннисом

Яннис оказался очень позитивным человеком, и мы сразу нашли общий язык. Несмотря на непростую в то время ситуацию в своей родной Греции, он держался молодцом. Проведя пару дней в тренировках на окрестных тропах, мы отправились на склоны Эльбруса и обосновались в современном приюте Leap Rus.

Приют

Познакомившись с местными и устроившись, мы продолжили программу. Приют Leap Rus нам понравился - хорошая идея и неплохое исполнение, но еще есть что доработать. Яннис удивился, почему нет работающего душа, если он предусмотрен в модуле. Its Russia, Yannis! - что еще оставалось сказать.

Еще несколько дней активной акклиматизации, ночная поездка на ратраке, освежающая прогулка до вершины и спуск под припекающим солнцем.

акклиматизация

Устал, но смог!

Мы очень удачно успели в быстро закрывающееся погодное окно, спустились и лихо прокатились на снегоходе до нашего приюта, откуда в тот же день вернулись в Чегет. Пока мы спускались до приюта, я узнал много новых слов на греческом - в основном о водителе снегохода, который вел свою машину как пилот пикирующего истребителя.

Приехал, сходил и уехал

Отдохнув в комфортном отеле, мы простились с моим другом в аэропорту. Пожелав ему счастливого пути в Грецию я отправился обратно на Эльбрус, но теперь с северной стороны. Вечером того же дня я жал руки другу Косте и команде британцев в базовом лагере у подножия горы.

С Костей

Британскую сторону представлял мой старый друг, Нил Шорт, с которым мы уже работали в 2014 году на Эльбрусе. Я был несказанно рад видеть его и вновь работать вместе.

Команда, Нил и Костя
акклиматизация
4800

Все прошло по плану, почти все члены нашей команды завершили программу и мистер Шорт наконец-то побывал на последней из своих семи вершин! С британцами всегда интересно и весело, и эта команда не стала исключением. Моя супер-связка, с тремя веселыми девушками и мощным парнем, первая из нашей команды стояла на вершине. Вскоре показалась связка Кости и чуть позже появился довольный Нил со своими парнями. Моменты, когда друзья достигают вершины и благополучно спускаются в лагерь, особенно радуют, несмотря на усталость и капризы погоды.

моя связка на вершине

Как обычно, завершив приключения в Пятигорске, мы простились с нашими друзьями в аэропорту.

Восходители

Несколько дней дома и меня снова ждала новая группа из Британии, под руководством Йена Баркера.

Моим коллегой также был Виктор Комаричев, опытный гид из нашей компании.

Витя

Витя отличается непоколебимым оптимизмом, безграничным добродушием и своеобразным чувством юмора. Этот набор всегда помогает в сложных ситуациях, которых в это восхождение было достаточно. Условия были хорошими и команда успешно прошла акклиматизацию, но штурм вершины проходил при нестабильной погоде и осторожный Йен с частью команды решил вернуться, после того как мы попали в короткую метель и я сделал лишний крюк на пути. Трек-лидер и часть команды развернулись прямо перед седловиной Эльбруса, в двух часах от вершины, я же поставил на ветер и скорое улучшение погоды и не ошибся, сводив двух решительных парней на вершину и благополучно спустился с ними в лагерь.

И снова на Западной вершине

Конечно же, те у кого вершина ушла прямо из под носа, были недовольны. И, хотя мы расстались друзьями, осадок остался.

С двумя следующими командами мы с Виктором работали с британским гидом Полом Донованом, опытным альпинистом и инструктором, у которого я многому научился за несколько недель нашей совместной работы. Мы быстро нашли общий язык и с удовольствием работали с группами, используя свободное время и проводя дополнительное обучение для наших подопечных.

Занятия
день отдыха )

Как сказал Пол - его задача не просто выполнить работу и сводить клиентов на вершину, но и научить их, несмотря на малое время работы с ними. В результате его умелого руководства за короткое время британская группа, которая была сильной, стала еще и сплоченной альпинистской командой - и большинство ожидаемо получили свою вершину. Браво, Пол!

5642

С Полом

Виктор, выполняя важную работу второго гида, спустился с теми, кто не смог подняться на вершину и тем самым обеспечил победу для всех остальных. Завершив замечательное восхождение незабываемо веселым прощальным ужином в Пятигорске, мы с Полом остались в городе в ожидании следующей группы, последней в этом эльбрусском сезоне.

Виктор, я и Пол

Днем стояла сильная жара и мы выбирались из отеля только к вечеру, для ужина в городе. За несколько дней мы неплохо изучили местные кафе. Через несколько дней прилетела наша новая команда и Виктор снова присоединился к нам, вернувшись из поездки домой.

Акклиматизация
погода портится

Команда была сильной, акклиматизация прошла успешно, но в итоге нам не повезло с погодой - сильный ветер, а потом мощный снегопад не оставили шансов на удачное восхождение. Мы с Полом приняли решение о спуске, так и не дождавшись погодного окна.

Спуск

Нелегко было видеть разочарованные лица наших друзей, но все понимали что принятое решение было верным и единственным. Вернувшись в Пятигорск, без особой радости завершили программу за ужином. Но команда в целом оставалась позитивно настроенной, и один из участников даже прочитал короткие стихотворения, написанные для каждого из членов команды. Простившись на следующий день с группой, Полом и Виктором, я не собирался сидеть сложа ноги - впереди было еще одно, завершающее приключение с группой из Петербурга.

Встретившись в отеле с Настей Праховой, моей коллегой и двигателем многих проектов нашей компании, мы начали готовиться к программе пешеходного туризма - треккинга по моей родной Осетии. Закупив продукты и подготовив снаряжение, мы собрали нашу команду в Минеральных Водах и аэропорту Владикавказ и отправились в горы. Наше путешествие мы начали с Дигории, где сходили с командой на пик Панорамный и посетили старинное селение Галиат. Настя занималась важными делами, организацией и нашим питанием, а я привычно для себя гонял наших друзей по горным тропам. Из Дигории мы перешли по старой дороге в Верхний Згид и попали в Цей, где провели пару дней и прогулялись до Цейского ледника. Посетив Фиагдон и Даргавс, мы доехали до Геналдонского ущелья, прошлись до лагеря с горячими источниками и попытались подняться на ближайшую возвышенность, чтобы увидеть с нее Казбек.

Галиат, Дигория

Бурзик как всегда во главе

Настя и компания

Исходив десятки километров, мы благополучно вернулись во Владикавказ, где в теплой дружеской атмосфере завершили программу. С грустью попрощавшись с новыми друзьями, я вернулся домой. Ненадолго, потому что вскоре была поездка в Москву и Санкт-Петербург и новые встречи с друзьями. Вернувшись в конце-концов домой, я снова занялся тренировками и отпраздновал свое тридцатишестилетие запоминающимися приключениями в горах.

Конечно же, о многом произошедшем в этом году я не рассказал. Что-то слишком личное, и о чем-то просто не хочется писать, как и о людях, с этим связанных. Хотя эти события были весьма интересными и без них этот рассказ получился немного сухим. Но хочется поблагодарить всех тех, которые были, стали и просто остались моими друзьями. Благодарю вас за общение, совместные приключения и новый опыт, а своих старших товарищей еще и за за полезные советы и наставления. И надеюсь, тридцать седьмой будет еще более интересным и насыщенным!