суббота, 6 февраля 2016 г.

Мидаграбин

Ледолазная тренировка в ущелье водопадов.

Мидаграбин - ущелье в Северной Осетии, известное местным любителям природы своими высокими летними водопадами, а ледолазам и прочим альпинистам - большими ледяными массивами, в которые превращаются эти водопады зимой.

Мы с другом отправились в этот район во тьме раннего февральского утра. Через пару часов, оставив позади последнее селение перед ущельем, Джимару, и внедорожник на занесенной сухим и глубоким снегом дороге, пошли навстречу водопадам. Прогноз погоды обещал ухудшение погоды на следующий день, а сильный и теплый встречный ветер убеждал нас в его верности. Установив палатку и подкрепившись, мы загрузили необходимое снаряжение в рюкзаки, и вышли на разведку к ближайшему ледяному массиву, известному среди ледолазов как массив "Время Ч" - потому что маршрут по нему похож на букву "Ч".

слева-направо: массивы "Ближний, "Тренировочный" и "Время Ч"

Массив располагался недалеко, но глубокий снег замедлил нас. Приготовившись к лазанию, подошли к ледяной стене, но решили отступить - из-за аномально теплой погоды лед усиленно таял и был непрочным, а сильный ветер сдувал его кусками с верхней части массива.

3,2,1 - и обратно :)

Но мы не стали отчаиваться и отправились в разведку по ущелью, затянувшуюся на остаток дня.

в соседнем ущелье много снега, но мало льда

в поисках льда
массивы Зейгалан и Штора, слева и справа

быстрый спуск по глубокому снегу

Заглянув в ответвление ущелья и не обнаружив там подходящего льда, мы попытались подобраться к большому массиву Зейгалан, но глубокий снег не оставлял нам времени и мы вернулись к палатке, еде и прочим радостям любителей природы. Из своего огромного зеленого рюкзака друг извлек гору самой разнообразной еды, которую я обычно ем только на равнине - сыр, редьку, горчицу. Я скромно добавил к этому привычную упаковку гречневых хлопьев и хлеба, и тогда друг окончательно удивил сюрпризом - бутылкой шампанского, большой упаковкой зефира и мандаринами! Неважно, что не было праздника нового года или чьего-нибудь дня рождения, мы с удовольствием помолились кружками шампанского всем заведующим этим ущельем и прекрасно провели время за дружеской беседой. Ночь была такой же теплой, как минувший день, а ветер не утихал до самого утра. Зато утро выдалось тихим, ветер словно устал от своей активной работы и решил немного отдохнуть. Мы воспользовались предоставленным шансом и направились к массиву "Тренировочный", ближайшему к палатке и наиболее безопасному из всех увиденных - в верхней части водопад защищен скалами и нет лавиноопасных снежных полей. Погода была такой же теплой, но казалось, что закрытый скалами водопад не так активно тает. Однако, это было первое впечатление.

Дождавшись команды напарника - "страховка готова!", подошел ко льду, отбил непрочные участки инструментом и полез. Лед был чересчур влажным и откалывался тяжелыми линзами, но ничего сложного в нем не было - под линзами были более прочные слои льда, а острыми кошками легко было сделать небольшие полочки в непрочном льду для надежной опоры ног. Через пять метров, закрутив очередную точку страховки, принял холодный душ, который напором ледяной воды пролился прямо через отверстие ледобура на лицо, в рукав куртки и далее вниз по телу прямиком в ботинок. Брр!

Недавно обмороженные пальцы предупреждающе напряглись, и, немного отряхнувшись, подумал было о спуске. Но друг не собирался меня спускать и я ушел левее, на более крутой, но прочный участок льда.

Еще через двадцать метров лазания по крутому льду, обрушив вниз кубометр льда, выполз в небольшой скальный грот, в котором удобно расположился и соорудил станцию страховки, принял напарника, который уверенно пролез маршрут, но по пути тоже открыл кран с холодной водой, откручивая закрученный мной ледобур.

Спустившись обратно через проушину во льду, мы еще недолго потренировались в нижней части ледяного массива и начали спускаться к палатке и машине, чтобы засветло успеть возвратиться по домам. За два дня теплая погода и ветер сделали свое дело, и мы шли по влажному и более плотному снегу, подгоняемые в спину попутными воздушными потоками. Проходя табун лошадей, пасущихся в долине, друг рассказал историю о том, как лошади облизывают оставленные в близости от них автомобили в поисках соли, которая скапливается на машинах после езды по городским дорогам. Лошади не церемонятся с железными конями и пускают в ход не только язык, но и зубы, чтобы проникнуть под крылья машин, где находятся залежи соли. Пока он рассказывал историю, пара лошадей увязалась за нами и проводила прямо до машины.

шоколадку? лучше соленую фару!

Оказалось, что пока мы искали ледяные приключения в глубине ущелья, кони сделали свое дело и облизали почти всю машину, попутно оторвав противотуманную фару, которая теперь болталась на проводе, как глаз непонятного существа. Но это были все заметные повреждения, и принеся в жертву коням шоколадку, мы неспешно доехали до равнины. Проведя пару дней на природе, мы отдохнули от равнины, немного потренировались на льду и прогулялись по камням и снегам живописного даже зимой Мидаграбинского ущелья. Дружище, спасибо за поддержку в ледолазных тренировках и интересную компанию!