среда, 2 марта 2016 г.

Мартовский

Весна, Цей и снова лед!



Дни становились теплее, весна стояла на пороге, готовая растопить остатки зимы, а мне хотелось холодной погоды, чтобы еще немного полазить по стремительно исчезающему в лучах тёплого солнца льду замерзших водопадов. Где? Конечно же, в Цее - наиболее доступном месте, если пользоваться общественным транспортом. Подумал, собрался и утром уже ехал в знакомое место. Солнце пригревало по-весеннему, и хотя снег еще оставался глубоким, на лыжном склоне было немного людей. Пообщавшись со встреченными знакомыми, я направился к водопаду, расположенному над противолавинной пушкой. К нему вели чьи-то следы в глубоком снегу, и поблагодарив неизвестных мне коллег-ледолазов, я быстро добрался до льда. Оглядев водопад и посчитав что он в неплохом состоянии, наметил линию для лазания и приготовил систему для соло-страховки. И полез.



Лёд был в неплохом состоянии, ничего не текло по его поверхности и не вытекало сквозь закрученные ледобуры - но иногда приходилось отбивать большие линзы инструментами, чтобы добраться до прочного слоя. Потратив немного времени и сил, я выбрался наверх, перекинул веревки через заботливо ждущее дерево и спустился, собирая по пути свои ледобуры.



Еще раз лезть по этому водопаду было неинтересно, и я исследовал окрестности в поисках новых. Неподалёку от селения Цей, сидя утром в автобусе, приметил один небольшой водопад вдали от дороги. Собрав снаряжение, я спустился обратно по дороге, перешел старый мост и направился по некрутому снежному склону среди деревьев к видневшемуся вдали льду.



Солнце преодолело половину своего дневного пути, было очень тепло и глубокий влажный снег затруднял передвижение. Впрочем, я пробил тропу на три четверти пути до желанного льда. Но нужно было возвращаться, чтобы успеть на уходящий автобус. Решив, что вернусь через день, дошел до дороги и уехал во Владикавказ с повторно встреченными знакомыми.
И через пару дней, в первый день весны, я вернулся в Цей, и направился по своим же следам к водопаду. Утро было ясное и прохладное, снег еще не раскис и я быстро прошел ко льду.



Вокруг виднелись следы сошедших лавин - и это было хорошо, потому что вероятность схода новых была низкой, так как не было свежего снега. Впрочем, я немного понаблюдал за склонами выше водопада и только затем полез по его некрутой первой ступени. Подойдя к основному массиву по смерзшемуся снегу, закрутил первый ледобур, за который привязал обе веревки для соло-страховки. Водопад выглядел крутым, 80-90 градусов с небольшим нависанием льда в правой части перед выходом наверх.



Вот он, мой маршрут - прямо вверх! - подумал я и воткнул в лед острые клювы инструментов и зубья кошек, ждущих своего часа. Ограниченный количеством ледобуров, я осторожно пополз вверх, отбивая слабые слои льда, поправляя самостраховку, вкручивая буры и спускаясь вниз по веревкам для их сбора. И обратно вверх - страхуясь к закрепленным на верхнем буре веревкам. Солнце поднималось все выше и нужно было спешить, пока лед передо мной и снег выше на склонах были в хорошем состоянии. Несколько небольших камней просвистели выше и упали далеко за мной. Дойдя до нависающего участка, я сходу попытался его пролезть...  и внезапно сорвался. Уставшая рука не смогла удержать ледовый инструмент, пока я закручивал другой рукой очередной бур и пролетев полтора метра, я зацепился кошкой за оттяжку бура ниже и повис на сработавшей соло-страховке. Выдохнув, я закрутил бур, который так и держал в руке, для подстраховки и, немного отдохнув - еще один метром выше остановившего меня, а после дотянулся до крепко вбитого инструмента.



До финиша оставалось совсем немного. Закрутив оставшийся ледобур и осторожно забивая инструменты в натечный лед вдоль правого борта водопада, я быстро выбрался наверх.



Задерживаться здесь не хотелось, и пробурив в массивном льду проушину, я продел в нее веревку, связал со второй и медленно, стараясь не дергаться, спустился к точке старта. Еще одна проушина и быстрый спуск к началу первой ступени, после чего можно было немного отдохнуть, собрав снаряжение в рюкзак.








Обратный путь снова пролегал по колено в раскисшем снегу, но я быстро добрался до дороги и побрел по ней выше, к святилищу Реком. У моста я встретил хорошо знакомого спасателя, немного поболтал и пошел дальше по знакомой тропинке.



Поблагодарив покровителя путников и прочих искателей приключений, Уастырджи, за невидимую руку помощи, я оглядел натеки льда на ближайших скалах.


Но сочтя их недостаточно прочными для лазания, я спустился к базе спасателей, где ожидал встретить своего друга, Игоря Афанасьева, который помог мне в зимних цейских приключениях. Пообщавшись со спасателями, я возвратился во Владикавказ тем же вечером вместе с Игорем.


После, привычно проверяя снаряжение, я обнаружил расшатавшиеся передние зубья на одной из кошек - видимо они и стали причиной срыва, несмотря на обычную для меня предварительную подготовку. Проверка и еще раз проверка.

Всем теплой и безопасной весны!



Технические характеристики замерзшего водопада: подход от дороги возле полицейского поста, через старый мост, далее вверх по снежному склону, пересекая русло реки вблизи водопада - около часа, первая ступень около 5 метров, 45-60 градусов; вторая ступень - 45 м, 75-90 градусов, примерно WI3+. Экспозиция склона северная, лед массивный, прочный. Вышележащие склоны лавиноопасны - безопаснее дождаться схода лавин. Лучшее время для подхода и лазания - утро.