четверг, 14 декабря 2017 г.

Сезон 2017



 Проводнический сезон 2017 года был весьма насыщен работой и приключениями, ожиданиями и переживаниями. С начала июня на Эльбрусе и до начала октября на Казбеке водил группы, со старыми и новыми компаниями, гидами и друзьями, и с волнением и нетерпением ждал... рождения сына.

 Начало июня я встретил с немецкой командой от новой для меня компании. На равнине уже стояло лето, но в базовом лагере Эльбруса с Северной стороны еще лежал снег. Хорошо подготовленная группа с легкостью прошла все этапы акклиматизации и мы взошли с большей частью на Восточную вершину, в весьма морозную и довольно ветреную погоду.

Подходы

Акклиматизация
На спуске в базовый лагерь

 После было запланировано восхождение Южным маршрутом с большой командой из Италии. Но у итальянцев случился нелепый, хотя и забавный казус с визами - и их полным составом развернули обратно в европейском аэропорту. Поэтому вместо работы с итальянцами я оперативно получил место второго гида в команде британцев. Первым гидом был мой друг, что психологически облегчало работу, несмотря на плохой прогноз погоды и малые шансы на успешное восхождение. Прогноз оправдался, восхождение ожидаемо прошло в крайне суровых условиях, очки, маски и носы обмерзали, видимости не было, путь то и дело терялся среди белой пелены, но мы не паниковали и справились, взошли на Западную вершину и удачно спустились обратно.

Слабоумие и отвага!

 Со следующей интернациональной группой я так же был в роли второго гида, там же на Юге. Дойдя до седловины со своей частью команды, мы развернулись и затем мне пришлось в роли проводника-бурлака тащить веревкой устроившегося на снегу участника, не рассчитавшего свои силы. Но добравшись до ратрака, он уже через полчаса как ни в чем не бывало ходил по приюту и весело улыбался.

 Затем настал черед американской семейной команды из Сиэтла на Юге Эльбруса. Побывал в роли няньки и снежного скульптора для двоих детей в день отдыха и удачно сходил с их родителями в роли проводника на следующий день на Западную вершину.

Команда из Сиэтла на акклиматизации
Шрек и кот в ожидании ратрака

В шаге от вершины

 Проводив американцев, встретил небольшую команду французов с двойной программой восхождения на Казбек и Эльбрус с Северных склонов. По пути в Осетию наш транспорт устроил неприятный сюрприз, но в итоге мы добрались до Владикавказа и на следующий день направились в горы. Побывал в роли водителя и довез на одном из арендованных автомобилей часть команды до точки старта. Восхождение на Казбек прошло без каких-либо проблем, в хорошую погоду и с отличным настроением. Мой французский коллега-гид довольно пыхтел сигаретой-самокруткой на вершине, предвкущая следующую цель нашего путешествия. Переместившись в Пятигорск, мы немного отдохнули в цивилизации от дикой природы Казбека и направились на Север Эльбруса. Состояние команды после Казбека было превосходное во всех отношениях и мы удачно, в стремительном альпийском стиле сходили на вершину и заранее завершили программу. Простившись с французами в Пятигорске, поздней ночью я помчался в аэропорт Нальчика.

У подножия Казбека

Команда на вершине Казбека


На Северном слоне Эльбруса
Эльбрус Западная

 Веселая команда из Болгарии прилетела на рассвете в крошечный аэропорт города Нальчика и вскоре мы уже направлялись в Приэльбрусье, где группу ждал небольшой отель, а меня множество разных дел по организации восхождения для большой команды. Погода благоволила нам, и мы всем составом взгромоздились на вершину в компании еще нескольких сотен таких же любителей поморозить носы жарким летом. Спустившись в долину и шумно отдохнув, мы готовились к отъезду, когда одна участница вспомнила о том, что забыла паспорт, видимо в приюте. Местные сработали оперативно, помогли найти и спустить паспорт до канатной дороги, а мне пришлось быстро съездить вверх-вниз и забрать паспорт, чтобы болгарка не стала балкаркой. По пути в аэропорт мы посетили достопримечательности Верхней Балкарии и поздно ночью тепло простились в Нальчике.

На рассвете



5642

 Через пару дней я встречал команду из Франции, с программой, начинавшейся на Западе Эльбруса с переходом на Север и восхождением на Западную вершину. Добравшись на видавших время УАЗ-ах до нашего палаточного лагеря, мы сделали акклиматизационный выход на скалистый пик у небольшого озера, ранним утром перешли через перевал, по пути встретив сотни соревнующихся между собой военных из разных стран, переправились через реку и пришли к лагерю у Северных склонов. И поскольку мы уже были неплохо подготовлены, на следующий день перешли в верхний лагерь. После очередного этапа акклиматизации и дня отдыха, мы почти в полном составе взошли на Западную вершину в отличную погоду. Многие французские команды физически подготовлены и моральному настроены, и эта группа не была исключением. С ноткой грусти попрощавшись с новыми приятелями, я вскоре уже ждал прилета следующей, шведской команды восходителей.

Эльбрус с Запада

На рассвете в день восхождения

И снова на вершине

 Прилетев поздним рейсом, шведы сразу же столкнулись с трудностями - пропавшим багажом у части команды. Заполнив необходимые бумаги, уже ночью мы приехали в Кисловодск. К счастью, часть баулов нашлась следующим утром и нам их привезли, оставшийся багаж приехал к нам через несколько дней уже в базовый лагерь. В верхнем лагере мы поселились в свежепостроенном приюте. Я устроился в отдельной кабинке для гида, но быстро переселился в палатку, потому что спать в этой кабинке было невозможно. Подготовка к восхождению проходила в меняющихся погодных условиях. Менялось и взаимопонимание с к трек-лидером команды, поначалу ее привычка проверять всю организацию программы по нескольку раз немного держала в напряжении, но через несколько дней все пришло в норму. По программе мы должны были ночевать на 4700-4800 м в палатках, чтобы лучше акклиматизироваться и выйти к вершине на рассвете, а не ночью, как обычно. Но грозы и сильный ветер ясно дали понять, что безопаснее оставаться в лагере. Дождавшись погодного окна и поднявшись на вершину с частью команды, мы успели вовремя спуститься перед начавшейся непогодой. Ночь выдалась непростой, молнии сверкали совсем близко к лагерю, а поднявшийся штормовой ветер носил по лагерю плохо закрепленные металлические листы, грозя покалечить тех кто рискнет высунуть голову из приютов и едва не завернул в палатки нескольких ночевавших в них гидов, включая и меня. Пришлось дождаться пока разряды и порывы стихнут и быстро эвакуироваться в свободный приют.

 Спустившись в Кисловодск, мы только сели праздновать завершение программы, как мне сообщили из дому - в ближайшие часы должен родиться мой сын! Тепло поздравив, команда немедленно отправила меня домой, и вскоре я уже мчался на такси во Владикавказ. К большому огорчению, я немного не успел к родам и уже через день, не имея возможности отменить следующую группу и ждать пока сына выпустят из родильного дома, вернулся на Эльбрус.

Подходы
Акклиматизация на 4800
На рассвете
Шведы на вершине

 Встретившись с британцами в одном из отелей, мы начали программу с обычной несложной акклиматизации на южных склонах Эльбруса. Следующие несколько дней мы постепенно готовились к восхождению, шаг за шагом приближаясь к вершине. Но погода не на шутку разыгралась, и заключительный этап акклиматизации проходил при сильном ветре и снегопаде. Параллельно с нами пытались взойти еще несколько команд, в том числе индийская, состоящая из неопытных подростков, опытного индийского трек-лидера, по совместительству полковника армии и русского проводника. В это же время в долине шли ливни, вызвавшие катастрофический сход селя и подъем реки, которые за ночь размыли большие участки дорог. Очутившись меж двух "огней", нам необходимо было экстренно эвакуироваться, успеть на вертолет, которым вывозили людей из заблокированных селем отелей Приэльбрусья. Спустившись утром до старой канатной дороги, мы подождали пока ее на короткое время запустят и поспешили в отель, а затем сразу же к своей очереди к вертолету. В итоге, простояв положенное время и дождавшись своей очереди, мы так и не улетели - погода испортилась сразу же после улетевшего перед нами вертолета. Расстроившись, мы вернулись в отель, где команда попыталась обменять билеты, но тоже неудачно. Один из нашей команды на свой страх и риск отправился с частью туристов и проводниками из МЧС по ночным тропам к точке отправления автобусов в аэропорт. Большая часть команды не стала рисковать, и мы решили ждать раннего утра, чтобы пройти этими тропами в более безопасное время. На рассвете, высадившись из автобуса перед обрушившейся в реку дорогой, мы вместе с проводниками- спасателями и нашими тяжелыми баулами на плечах пошли в обход опасных и непригодных для проезда и прохода мест. В итоге мы доплелись до точки где нас ожидал транспорт и все-таки успели в аэропорт, где встретились с участником команды, ушедшим ночью и индийскими подростками во главе с полковником. Договорившись о новой попытке восхождения в следующем году, я попрощался с группой и наконец-то попал домой.

Эльбрус с Юга

Погода не радует

  Через несколько недель я направлялся с последней в сезоне работой в качестве проводника в горы, на этот раз на Южные склоны Казбека, в Грузию, с командой из Санкт-Петербурга и Москвы. Погода оставалась все еще достаточно комфортной для восхождения и мы планировали попасть в погодное окно. Дойдя до метеостанции, мы попытались продолжить акклиматизацию, но здоровье одного из участников резко ухудшилось, грозя перейти в отек легких. Не теряя ни минуты, мы пустились в обратный путь и успели сбросить высоту и уже на следующий день отмечали удачное возвращение и спасение нашего товарища вином и шашлыками в Казбеги, а вскоре простились в аэропорту Минеральных Вод.


Осенний Казбек на прощание